Приняв решение о публикации брошюры или книги, автор обычно задается вопросом - как получить печатное издание достойного качества и сделать это с минимальными затратами. Не имеет значение, планирует ли автор поручить решение всех технических вопросов специалистам типографии, или он будет выполнять предпечатную подготовку самостоятельно, необходимо понимать основные этапы и особенности подготовки макета издания к печати. Перед тем, как сделать заказ в типографию, именно автор должен определить основные характеристики будущего печатного произведения.

Формат печатного издания

Книга или брошюра могут быть изданы в любом формате и с любым соотношением сторон. При этом выбор автором нестандартных форматов печатной продукции приведет к удорожанию производства за счет неиспользуемых обрезков бумаги, которые придется оплатить. Для снижения затрат на бумагу необходимо придерживаться основных стандартных форматов, принятых в полиграфии. Если тираж продукции небольшой, то выбирать следует из форматов обрезной бумаги в соответствии с ISO 216, поскольку в малотиражной полиграфии используется, в основном, бумага именно этого стандарта. Если планируется значительный тираж, то выбираются форматы бумаги в соответствии с ГОСТ 5773-90 для книжных и журнальных изданий, применяемые для печати офсетным способом.

Переплет полиграфической продукции

Переплет представляет собой способ крепления страниц печатного издания и соответствующий этому способу вид обложки. Конкретный вид переплета подбирается исходя из основных характеристик печатной продукции: количества страниц, назначения издания и целей его использования, а также планируемого бюджета. От выбора переплета будет существенно зависеть внешний вид и долговечность изделия. Сделать выбор переплета необходимо до начала разработки оригинал-макета, это позволит избежать лишних затрат на его корректировку.

При оформлении обложек и переплетов книжных и сериальных изданий необходимо руководствоваться требованиями, которые установлены ГОСТ 7.84-2002 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления».

Корректура и редактура текста

Важно понимать, что даже самые совершенные средства программного контроля грамматики и орфографии не могут заменить работу профессионального корректора. Не все авторы печатных изданий понимают важность корректуры, которая включает в себя исправление опечаток, ошибок словообразования, морфологических ошибок, проверку синтаксиса, исправление неверного согласования, проверку орфографии и пунктуации. Безупречно грамотный текст является основным признаком качественного издания.

Редактура печатного издания позволяет добиться максимально четкого и ясного изложения материала, облегчая его восприятие читателями за счет эффективной разбивки текста на главы и разделы, уменьшения объема текста без потери смысла, сокращения повторов, малозначащих фраз, ненужных данных и подробностей. Редактура включает в себя приведение текста в соответствие со стилистическими нормами русского языка и устранение недочетов содержания, а при необходимости и адаптацию издания для конкретной аудитории.

Разработка оригинал-макета

Разработка оригинал-макета может выполняться специалистами типографии или самостоятельно автором печатного издания. Если автор планирует поручить эту работу типографии, то при оформлении материалов ему необходимо придерживаться общих требований к оригиналам, установленных ГОСТ 7.89-2005. Оформление оригиналов в соответствии со стандартами позволит избежать многочисленных уточнений и возможного недопонимания между автором и исполнителями в типографии.

В любом случае, разработка оригинал-макета требует определить параметры оформления основных элементов издания. К ним относятся поля и колонтитулы, стиль оформления текста, а также заголовков всех уровней, выбор гарнитуры, вариантов начертания, внешний вид таблиц и иллюстраций. Утвержденные стили используются при верстке печатного издания, обеспечивая единообразие и гармоничное представление всего объема публикуемых в нем материалов.

Верстка печатного издания

Верстка является одним из наиболее трудоемких процессов подготовки печатного издания. На этом этапе производится размещение авторского материала на страницах публикации в соответствии с утвержденными стилями. Верстка полиграфической продукции требует знания и соблюдения ряда правил и ограничений, касающихся текстового набора, написания единиц измерения и иных технических особенностей.

На этапе верстки от автора печатного издания понадобятся окончательная редакция его текстовых материалов, а также пригодные для дальнейшей печати иллюстрации. Следует понимать, что внесение даже незначительных правок в сверстанный макет может привести к заметным трудозатратам на перекомпоновку всех материалов и, как следствие, удорожанию проекта или срыву сроков выхода готовой продукции.